Все
Отредактировано:10.11.17 14:20
В год столетия Великой Октябрьской Социалистической Революции мы просто обязаны вспомнить и критически пересмотреть теоретические основы, на которых базировалась вся деятельность партии, совершившей социалистическую революцию и на которых были построены все без исключения социалистические государства. А именно, про марксизм.
Плоть от плоти...
Марксизм возник во второй половине XIX века, во времена когда окончательно сформировалось и осознало себя то, что сегодня именуют "официальной наукой". И, не побоюсь такой оценки, стал квинтэссенцией, высшим, можно сказать рафинированным воплощением и осмыслением тех идей, которые лежат в самой основе современного научного мышления. Поэтому претензии советского околонаучного официоза на то, что советская наука, де, является самой передовой, ибо основана на марксистской философской парадигме, были в значительной степени обоснованы. Единственное НО: говорить следовало не о самой передовой, а о самой последовательной.
Что же легло в основу марксизма? В тот период наука активно развивалась, добиваясь всё новых и новых практических достижений, отвоёвывая у религиозного способа познания всё новые и новые области. Тогда же был, де факто, принят главный постулат материалистического мировоззрения: Наука изучает объективный мир, то-есть тот мир, который существует независимо от человека и его знаний об этом мире. Например, закон всемирного тяготения, одинаково действует на всякое падающее из окна тело, вне зависимости от того, что тело по поводу этого закона думает и вообще, знает ли об этом законе. И результат этого полёта зависит исключительно от этажа, с которого выпало тело и свойств поверхности, о которую тело хряснулось.
На самом деле такой подход имеет некоторые, достаточно серьёзные ограничения, но тогда об этом ещё не догадывались. Основатели марксизма - Маркс и Энгельс - выступили апологетами народившегося материализма, придали материалистической идее законченность и сформулировали её предельно чётко. В этом, несомненно, состоит их величайшая заслуга. Они же попытались перенести этот подход на науки о человеке: найти объективные (то-есть не зависящие от человека и его знаний о них) законы функционирования и развития человеческого общества. Сформулировать
Объективные законы истории
Вообще говоря, марксизм в Советском Союзе изучали в ВУЗах в течение всех пяти лет обучения и впихнуть ЭТО в небольшую познавательную статью будет сложно. Потому нам неизбежно придётся коснуться только самых базовых принципов и выводов, а тем, кто заинтересуется темой придётся изучать вопрос самостоятельно.
За основу тех самых объективных законов была взята экономика. Постулировалось, что главное это форма и уровень развития производительных сил. От них зависят производственные отношения, то-есть отношения по поводу собственности на средства производства и отношения между собственником средств производств и работником. Производственные отношения это базис. Всё остальное, включая, но не ограничиваясь - религия, законы, театры, живопись, мода, даже формы брака и проституции - только и делают, что обслуживают функционирование базиса и полностью этим базисом определяются. Меняются базисные отношения - меняется и вся надстройка.
Производительные силы постоянно развиваются, поэтому время от времени наступает момент, когда производственные отношения начинают мешать развитию производительных сил. Тогда неизбежно, в силу объективных законов, происходит смена базисных отношений. Это и есть социальная революция. Как это происходит? Новые господствующие классы сменяют старые. Как правило - выносят вперёд ногами.
Надо понимать что:
(а) Социальная революция может быть очень растянутым по времени процессом. Даже в одной отдельно взятой стране.
И
(б) Социальная революция вполне может обойтись без вооружённого восстания.
Хорошим примером служит смена рабовладения феодализмом в Европе. Процесс занял несколько столетий.
Тезис о неизбежности социалистической революции
Ещё Маркс с Энгельсом заметили, а Ленин подтвердил и обосновал, что в процессе развития капиталистического общества происходит всё большее обобществление средств производства и размывается само понятие собственника. В условиях монополистического капитализма (который мы сейчас и имеем, вернее, он нас имеет), само понятие собственника становится большей частью номинальным, с одной стороны. А с другой обостряется противоречие между общественным характером производства и частно-собственническим характером присвоения его результатов.
Следующим логическим шагом и должен стать перевод всех производств в общественное достояние, то-есть социалистическая революция.
Коммунистическое общество
Это то общество, которое возникнет после свержения капитализма, как результат социалистической революции. Как оно будет устроено? Вот тут основатели проявили истинно научный (то-есть принятый в современной официальной науке) подход: Пока коммунистического общества нет, даже в единичном экземпляре, мы и сказать о том, каким оно будет ничего не можем. А вот как появится - мы его обследуем и тогда...
Однако же что-то сказать было надо, поэтому были предложены некоторые основные постулаты, причём постулаты эти получились несколько дзеновские, а именно, перечислялось то, чего там НЕ будет:
- не будет эксплуатации, следовательно
- не будет государства, ибо государство это инструмент принуждения, обеспечивающий эксплуатацию. Будет самуправление народа
- не будет товарно-денежных отношений (пресловутое "от каждого по способностям - каждому по потребностям")